Нарисованный черными чернилами на кремовой тряпичной бумаге, этот геометрический дизайн известен как номер 42 в каталоге манускрипта Топкапы. Манускрипт Топкапы датируется примерно 15 – 16 веками и называется так, потому что содержится сейчас в библиотеке дворца Топкапы в Стамбуле. Это 96-ти дюймовый свиток, содержащий 114 эскизов архитектурных и орнаментальных дизайнов. Считается, что это самый ранний из известных документов такого вида (и лучше всего сохранившийся).
Геометрический дизайн из манускрипта Топкапы, состоящий из одиннадцати - и девятиконечных звезд
Манускрипт не содержит размеров или сопровождающих объяснений по созданию исламского орнамента, и профессор Гарварда Гюльру Неджипоглу - признанный авторитет и автор множества трудов- считает, что рисунки собраны в свитке только в качестве записки для архитекторов и инженеров, уже знакомых с закодированным графическим языком, используемом в нем.
В манускрипте содержится единственный в своем роде очень редкий дизайн, состоящий из одиннадцати - и девятиконечных звезд. В чем его уникальность? Во-первых, большинство исламских звездных дизайнов имеют четное количество углов, а номер 42 – не имеет таких. Во-вторых, поле повтора включает девяти угольные- и одиннадцати угольные звезды, по-видимому, созданные на базовой сетке, состоящей из девяти и одиннадцати угольников.
Ни девятиугольник, ни одиннадцатиугольник не конструируются с помощью традиционных чертежных инструментов в виде прямоугольника и компаса. Поэтому наиболее вероятно, что использовалась приближенная модель. В-третьих, положение звезд в области повторов также примечательно. Обычно большинство звезд появляются в центре либо на угловых вершинах, либо на серединной точке граней повторяющихся областей. Но у дизайна №42 центры больших звезд не расположены в этих стандартных позициях.
Редкий, загадочный, уникальный - такие эпитеты заслуживает этот дизайн. Его не встретишь на стенах мечети или дворца, не увидишь в традиционных орнаментах. Но кто-то зачем-то создал его и вложил видимо свое значение и смысл, проявив настоящее мастерство.