Турецкими бывают не только джинсы. Хотя мы практически незнакомы с турецким автомобилестроением, оно существует – в основном в форме сборочного производства, но и не без собственных брендов и разработок.
В советское время более или менее известной была турецкая марка Tofaş — прямой аналог тольяттинского ВАЗа, по лицензии производившая копии Fiat 124. Также более или менее на слуху автобусы Otokar — они даже встречаются в российских городах.
Но что еще существует в Турции в автомобильной отрасли?
1. Раз уж вспомнили Tofaş, с него и начнём. Завод был основан по лицензии Fiat в 1968 году, и в 1970-м выпустил первый Tofaş Murat 124 (он же ВАЗ-2101, как нетрудно догадаться). Сегодня завод отказался от собственного бренда и существует как сборочное производство Fiat, а также Chrysler, Peugeot и ряда других марок. На иллюстрации – модель Murat 124 выпуска 1974 года.
Murat 124 выпуска 1974 года
2. На снимке автобус Otokar Vectio U. Завод Otokar является крупнейшим турецким производителем автобусов, а также военной техники с 1963 года.
Otokar Vectio U
3. Devrim – первый в истории турецкий автозавод. Основан в 1961 году по приказу правительства, но массовым производство так и не стало. Единственная модель оказалась неудачной, было выпущено всего несколько десятков экземпляров, а чуть позже на базе Devrim создали другой завод – Anadol.
Devrim
4. Собственно, Anadol – ныне не существующий, но некогда крупнейший в Турции автопроизводитель. Существовал с 1966 по 1991 год, изначально по лицензии Reliant, но затем перешёл на модели собственной турецкой разработки. На снимке – Anadol SL 1976 года.
Anadol SL 1976 года
5. Karsan – основанный в 1966 году по лицензии Peugeot завод. Производит микроавтобусы под своим брендом, а также собирает аналогичные модели Peugeot, Hyundai, Citroёn, Renault и так далее. На снимке – модель Karsan J10 (2010).
Karsan J10 (2010)
6. Etox – турецкий производитель суперкаров, основан в 2006 году. На снимке – модель Etox Zafer Coupé.
Etox Zafer Coupé
7. Diardi – производитель кит-каров, как нетрудно догадаться, по мотивам классического Lotus Seven. Существует с 1987 года.
Diardi
8. TEMSA – крупный производитель автобусов, основанный в 1968 году. На снимке – модель TEMSA Tourmalin. Автобусы этой марки можно встретить и в России. Интересно, что линейки для внутренних продаж и для экспорта у TEMSA очень сильно отличаются – почти без пересечений.
TEMSA
9. BMC – крупнейший турецкий производитель грузовиков. Интересно, что компания основана в 1964 году по лицензии British Motor Corporation (BMC), которая изменила своё название в 1966-м на British Motor Holdings Limited – а старая аббревиатура до сих пор сохранилась в названии турецкой марки, давно потерявшей связь с материнской компанией. На снимке – BMC Fatih 110-08.
BMC Fatih 110-08
10. Ну и немного об армии. Основной армейский концерн в Турции – это FNSS Savunma Sistemleri A.Ş. На снимке – плавающий мобильный передвижной наступательный мост SYHK, он же FNSS Samur, стоящий на вооружении страны с 2011 года.
BMC Fatih 110-08