Ценителей искусства всегда притягивала изысканная красота и геометрическая сложность восточных орнаментов в архитектуре и на предметах интерьера. Как можно создать такое сложное великолепие и каков был замысел мастера? Так уж устроено, что люди во всем ищут смысл и тайные знаки.
В турецкой керамике есть и то и другое. Прекрасные цветущие сады, звезды и затейливые геометрические узоры отражают целый мир с его мировоззрением.
Всего можно выделить 3 основных вида орнамента турецкой керамики:
- растительные мотивы;
- геометрический орнамент;
- каллиграфия.
Наибольшей популярностью в Турции издавна пользовались растительные мотивы. Почему спросите Вы? Объясняется это тем, что в мусульманском мире существовал религиозный запрет на изображение людей и животных. Запрет восходил к ранним табу на изображение Божеств на Ближнем Востоке, но, надо отметить, не был особо строгим. Так в Иране, Персии в это же время довольно широко были распространены изображения сцен из жизни людей и животных.
Растительный орнамент представляет собой стилизованные листья, цветы, плоды и ветки
Геометрический орнамент при росписи керамики использовался по 2-м причинам. Во-первых, абстрактные формы являлись альтернативой использованию запретных изображений живых существ. Комбинации прямых, ломаных фигур и линий были призваны пробуждать духовное созерцание и противостоять живым формам, уводящим дух в материальный мир.
Геометрический орнамент состоит из точек, линий и фигур
Причиной использования геометрических форм может служить и распространение в то время геометрии как науки. Чтобы создать сложные геометрические орнаменты художники должны были обладать практическими знаниями. В Турции геометрический орнамент был доведен до наивысшей степени совершенства, что позволило выделить его в особый вид искусства - арабеску.
Орнамент (от лат. ornamentum - украшение) - узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов.
Арабеска (фр. arabesque - "арабский") - европейское название сложного восточного орнамента, состоящего, в основном, из повторяющихся геометрических, каллиграфических и растительных узоров и созданного на основе точного математического расчета. Бесконечное движение узоров может быть остановлено или продолжено в любой точке без нарушения целостности, что отражает представления исламских богословов о "вечно продолжающейся ткани Вселенной".
Орнамент "Арабеска"
Арабески получили наибольшее распространение в Европе в эпоху Возрождения. В 16-18 веках арабеска среди прочего вдохновила такие декоративные стили как рококо и барокко и заполнила собой европейские салоны, гостиные и холлы общественных заведений.
Как элемент декорирования турецкой керамики часто используется каллиграфия. Изображение строк из Корана являлось напоминанием в преданности вере. Некоторые слова и фразы имели особую силу и служили защитой от зла и поэтому использовались и используются в ювелирных изделиях, при росписи керамических изделий, стен. Именно в Оттоманской Турции каллиграфия достигла вершины своего развития. Оттоманские каллиграфы были столь знамениты, что популярная поговорка тех времен гласила: «Коран был открыт в Мекке, прочтен в Египте и написан в Стамбуле».
Каллиграфия часто используется как элемент декорирования турецкой керамики
При росписи турецкой керамики используется куфи – прямоугольный шрифт или наиболее популярный насх – круглый и курсивный, а также тугра. Тугра – это персональный знак султана, содержащий его имя и титул, а также имя и титул его отца. В настоящее время наиболее распространено на керамике изображение тугры султана Мехме́да II Завоева́теля (Фати́х), которую можно видеть повсеместно.